Аравели
"Мы – долийцы, хранители утерянных знаний, скитальцы на одиноком пути.
Мы – последние эльвенаны. Никогда больше мы не будем рабами".
--Клятва Долов
Однажды мне сказали, что люди бегут прочь, завидев паруса наших аравелей, парящие над вершинами деревьев. Я отвечу так: вот и хорошо, пусть бегут. Люди забрали у нас все – родину, свободу, бессмертие. Что такое небольшой испуг по сравнению с ужасами, которые они навлекли на нас? Каждый день, ложась спать и просыпаясь, я повторяю про себя Клятву Долов: "Никогда больше мы не будем рабами". Никогда!
Хранитель говорит, однажды мы найдем землю, которую сможем назвать своим домом. Но зачем это нужно? Зачем привязывать себя к каменным зданиям, как это делают люди и гномы? Чем плоха жизнь, которую мы ведем сейчас? Мы никому ничего не должны, мы сами себе хозяева и направляемся туда, куда нас несут галла и боги. Что может быть лчше, чем сидеть на летящем через лес аравеле, влекомом галла. Мы обрели истинную свободу, и случилось это впервые в истории нашего народа. Так зачем что-то менять?
--Из дневника Таниэля, охотника клана.
Долийцы, живущие небольшими группами из кровных родственников, путешествуют в украшенных резьбой, которые называют аравелями. Эти повозки влекут галлы, большие белые олени. Аравели в пути - зрелище неповторимое: изящные изгибы корпуса, широкие навесы, трепещущие на ветру яркие шелка, часто с рисунком родовых знамен, когда-то реявших над семейным жилищем. Многие люди называют аравели сухопутными кораблями, ибо при сильном ветре создается впечатление, что эльфы путешествуют на судах, поднятые паруса которых возвещают их прибытие (или предупреждают чужаков, что лучше держаться подальше). Галлы встречаются только у эльфов, поскольку прочие народы считают этих животных злобными и непригодными для приручения. Долийцы же называют их благородными и отдают им предпочтение перед лошадьми. Несомненно, большинство людей согласятся, что галлы не менее красивы, чем сами эльфы. Знать империи любит коллекционировать рога галл, различными путями попадающие в Тевинтер. Долийцы считают это непростительным оскорблением.
Лишь немногие из нас могут утверждать, что видели долийские сухопутные корабли вблизи. Человеку, заметившему их на горизонте, лучше направиться в другую сторону. Долийские кланы не слишком любят, когда люди появляются в их лагерях, и во многих преданиях рассказывается, как незваных гостей безжалостно изрешечивали стрелами.
--Из книги "В поисках знания: Путешествия церковного ученого",
написанной братом Дженитиви.
Лес Бресилиан
В лесу Бресилиан есть места, где Завеса столь тонка, что граница между бодрствованием и сном почти отсутствует. В одном из таких мест на свет появился ребенок, которому на роду написано было стать мастером-лучником. Однако же родился он под столь неблагоприятным сочетанием звезд, что мать нарекла его Абелас, что значит "горе". И с таким вот именем он жил. От него постоянно уходили ученики, с луками, которые он изготавливал, раз за разом происходили несчастья, и в конце концов остался он ни с чем. Прочие члены клана стали опасаться, что неудачливость Абеласа скажется и на них, и начали поговаривать о том, что хорошо бы изгнать его.
Абелас узнал об этом и решил переменить свою удачу, для чего пошел один в лес, чтобы найти подходящее дерево, из которого можно делать луки.
Наконец ему удалось отыскать молодую рябинку, растущую у ручья. Он поднял свой топор, и дерево испуганно вскрикнуло, моля о пощаде. Но Абелас ответил: "Если я не отниму твою жизнь, настанет конец моей". Двумя ударами топора он повалил дерево и сделал из него три лучших лука за всю свою жизнь. Довольный, Абелас вернулся в лагерь и сразу отдал эти луки охотникам.
Однако к ночи в лагере поднялась суматоха. Охотники вернулись с добытыми зайцами, тела которых, когда их разрезали, содержали лишь червей и труху. Старейшина сказал: "Это знак того, что охотники лишили какого-то духа тела, в котором тот обитал – ведь известно, что духи не перемещаются по этому миру самостоятельно, а вселяются в тело живого существа". Потом старейшина наложил заклинание, чтобы загнать духа обратно в Тень, а клан лег спать голодным.
На следующий день охотники принесли самку оленя, и вновь из ее тела посыпалась труха. Эльфы испугались, что дух уморит их клан голодом, и задумались, чем они заслужили такое проклятие. Тогда Абелас вышел вперед и рассказал о срубленной им рябинке. Старейшина погрузился в раздумья. Наконец он провозгласил, что надо вернуть то, что забрал у духа Абелас. Он послал охотников в лес, чтобы те выкопали паросток рябины и принесли его вместе с корнями в лагерь.
Потом старейшина приказал посадить отросток и обратился к духу с просьбой о прощении.
Раздался ужасный звук, как будто весь лес испуганно закричал. Лагерь окутала тьма, хотя был только полдень. А когда тьма развеялась, на месте лагеря оказалась рябиновая роща, на каждом стволе которого можно было увидеть застывшее, перекошенное ужасом лицо эльфа. С тех пор эльфийским кланам запрещено рубить живые деревья в Бресилианском лесу. Ведь духи никогда никого не прощают.
--"Рябиновая роща: долийская сказка",
из сборника "Ферелден: Фольклор и История",
составленного сестрой Петриной, церковной ученой.
О народе хасиндов
"Дебряки" хасинды живут в Диких землях Коркари с тех пор, как первые войны с аламарри тысячу лет назад вытеснили их на юг. Согласно их собственным преданиям, они всегда были лесными жителями и быстро привыкли к своей новой родине. Низинные края изобилуют дичью и рыбой, и хасинды процветали.
Долгое время они и живущие в горах аввары были истинной грозой северных низин. Явилась Тевинтерская империя и с огромным трудом отбивала волны нашествий с юга и с запада. Крепость Остагар была выстроена специально для того, чтобы следить, не идет ли из лесов на север хасиндские орды. Только в первой половине Века Верховной жрицы, когда легендарный воитель Хафтер наголову разгромил хасиндов, угроза хасиндов северным низанам была ликвидирована окончательно.
В наши дни хасинды считаются довольно мирным народом, хотя их обычаи по сравнению с нашими остаются по большей части варварскими. В Диких землях Коркари они живут в диковинного вида хижинах, построенных на сваях или даже на вершинах могучих деревьев. Они раскрашивают лица и, подобно авварам, разделены на небольшие племена, которые управляются шаманами. Много ходит рассказов об этих шаманах, выучившихся магии от "ведьм Диких земель," ведьм, которые вызывают страх в той же мере, как почтение и благодарность, хоть и нет надежного доказательства, что они существуют. В частности, во всех племенах широко известна история Флемет, самой могущественной ведьмы Диких земель.
Хотя нет способа узнать, сколько именно хасиндов живет сейчас в Диких землях, редкие путешественники, пересекшие леса, рассказывают о хасиндах, которые кое-как сводят концы с концами даже в насквозь промерзших пустошах дальнего юга. Легко можно понять, что если хасинды когда-нибудь вновь объединятся, у Ферелдена будет причина их опасаться. Мы не обращаем внимания на хасиндов, потому что нам грозит иная опасность.
--Из сборника "Ферелден: фольклор и история",
составленного сестрой Петриной, церковной ученой.
Эльфы, живущие в городе
У людей есть немало сказок об Андрасте – для них она пророчица. Нашему же народу ее имя несет надежду. Поднятое ею восстание против Тевинтера подарило нам луч солнца, и мы воспользовались им сполна, вырвавшись из потемок на солнечный свет. Восстание это было кратким, но достигло успеха. Даже после смерти пророчицы мы продолжали сражаться за свою независимость, и людская империя не устояла перед нашим натиском. В итоге мы завоевали свободу и получили южные земли под названием Долы, после чего начался Долгий Путь на нашу новую родину.
Там, в Долах, наш народ восстановил утерянные знания, насколько это было возможно. Мы назвали нашу столицу Гамаширалом, что означает "конец пути", и основали новую страну, изолированную от соседей, как и надлежит эльфийским землям. Наши границы охранялись орденом Изумрудных Рыцарей, которому была поручена задача не допускать возможных столкновений с людьми.
Но, как вам уже известно, что-то пошло наперекосяк. Охваченный вспышкой ярости, немногочисленный эльфийский разъезд напал на близлежащее людское поселение Ред-Кроссинг. Это нападение подвигло Церковь на ответ, а поскольку силы ее намного превосходили наши, все закончилось завоеванием Долов.
Нас не сделали рабами, как в прошлый раз, но поклонение нашим древним богам было возбранено. Нам разрешили жить среди людей лишь на правах низшего народа и поклоняться людскому Создателю, вновь отрекшись от тех крох знания, которые нам удалось пронести сквозь столетия.
--"Расцвет и закат Долов" в пересказе Саретии, старейшины Хайеверского эльфинажа.
Непросто рассказывать детям нашего клана о тех из нашего народа, кто решил жить в шемленских городах. Дети спрашивают меня: "Кому охота терпеть такое к себе отношение?" И я не знаю, что им ответить – ответа на этот вопрос у меня попросту нет. Эльфы были освобождены, но часть из них вернулась служить своим бывшим хозяевам. Они подобно животным обитают в огороженных стеной кварталах шемленских городов; они выполняют самую отвратительную работу и ничего за это не получают. Зачем им это нужно? Даже не знаю.
Мы рассказываем нашим детям, что эльвенаны сильные и гордые, но потом они слышат об этих городских эльфах, которые покорно склоняются перед людьми. Как вырастить детей гордыми, если они знают, что есть в нашем народе и такие, кто молча терпит, когда их втаптывают в пыль? Поэтому мы говорим нашим детям, что этих городских эльфов надо жалеть, что они порвали со своим народам, порвали с наследием предков. Мы рассказываем им, что некоторые так привыкают к подчинению, что будучи освобождены, просто не знают, как им дальше поступать. Они слабы и всего боятся – страшатся неизвестности, боятся нашей бродячей жизни... Но прежде всего они боятся даже надеяться на то, что когда-нибудь у нас будет своя родина.
--Гишарель, хранитель клана Ралаферин долийских эльфов.
Когда в результате Священного похода на Долы эльфийское царство пало, и великое множество эльфов снова лишилось крова, Верховная жрица Рената I объявила, что все земли, верные Церкви, должны давать обездоленным пристанище в стенах городов. Если вспомнить зверства эльфов в Ред-Кроссинг, этот шаг был величайшей милостью со стороны Церкви. Однако было выдвинуто условие – эльфы должны были отказаться от языческих богов и начать жить по законам Церкви.
Некоторые эльфы объединились, отвергнув наш жест доброй воли. Они известны нам как долийские эльфы – бродяги, сохранившие эльфийские обычаи и ненависть к людям. И по сей день долийские эльфы небезопасны для тех, кто странствует неподалеку от их лагерей. Однако же, большинство эльфов сочло в высшей степени благоразумным жить под людским покровительством.
Таким образом, мы впустили эльфов в наши города и постарались помочь им влиться в наш жизненный уклад. Открыв для них двери своих домов, мы позволили им работать слугами и батраками. Здесь, в Денериме, у эльфов есть даже свой квартал, и управляет там их соплеменник.Большинство из них показали себя полезными членами общества, хотя есть и малая часть недовольных. Шатаясь по городу, эти смутьяны и мятежники ведут себя самым неподобающим образом и чинят досадные беспорядки, бунтуя против властей.
--Из сборника "Ферелден: фольклор и история",
составленного сестрой Петриной, церковной ученой
О культуре эльфинажей
Эльфинажи были всегда — с тех пор, как люди и шемы стали жить в одних краях. И наш — даже не самый худший: говорят, в Вал Руайо десять тысяч эльфов живут на клочке земли размером с денеримский рынок. И вроде бы окружающие его стены так высоки, что их венадал пребывает в тени до полудня.
Однако не стоит бездумно равнять стены с землей и биться со стражниками. Стража охраняет не столько выход, сколько вход. Ведь никто не принуждает нас тут жить. Иной раз какой-небудь семье перепадает денег, и они покупают дом возле доков или в предместье. Если повезет, они вернутся в эльфинаж, когда грабители сожгут их жилище. Менее удачливые идут прямиком на поле нищих.
Здесь мы одна семья. Помогаем друг другу. Здесь мы делаем все возможное, чтобы не забывать старинных обычаев. А плоскоухие, что ушли отсюда, просто застряли на полдороге. Людьми им никогда не стать, а все эльфийское они отбросили. Куда приведет их этот путь? Никуда.
--Саретия, старейшина Хайеверского эльфинажа.
Долийские эльфы
Людская империя со временем рухнет. Мы уже видели это несчетное количество раз. Пока же мы будем ждать, держаться диких приграничных земель, разводить галла, стоить аравели и оставаться бегущей мишенью для людей, которые нас окружают. Мы стараемся жить так, как жили наши предки, и заново учиться тому, что позабыли.
И пусть с тех пор, как пал Арлатан, древние боги не слышат нас и не отвечают нам, мы продолжаем к ним взывать, чтобы однажды они о нас вспомнили: Эльгархан-Первенец Солнца, Тот, Кто Сверг Своего Отца; Митал-Заступник; Фен'Харел-Великий Волк; Андруил-Охотница, Фалон'Дин-Друг Умерших; Диртамен-Хранитель Тайн; Гилан'наин-Родительница Галл; Джун-Мастер Ремесел и Силайсе-Хранительница Очага.
Раз в десять лет мы собираемся в Арлатане, чтобы пересказать древние повести и тем продолжить их жизнь. Ибо когда людские королевства падут, мы должны быть готовы научить остальных, что значит быть эльфами.
--Гишарель, хранитель клана Ралаферин долийских эльфов.
Я отправился на север вместе с торговым караваном, следовавшим из Вал Руайо в Неварру, и, менее чем в двух днях пути от границ Орлея, нам довелось столкнуться с разбойниками. Укрывшиеся среди деревьев, они напали совершенно неожиданно, изрешетили стрелами наши повозки и практически сразу убили почти всю нашу охрану. Немногие стражники, уцелевшие под дождем стрел, обнажили мечи и бросились в лес. Из зарослей до нас донеслось несколько приглушенных возгласов, и больше мы ничего не слышали.
Довольно долго было совсем тихо, а потом показались разбойники: татуированные эльфы, облаченные в шкуры, отобрали у торговцев все товары и ценности, а затем снова скрылись в лесу.
Это, как я узнал позже, были долийцы — дикие эльфы, в обычаях которых устраивать засады на окраинах обжитых земель, подкарауливая путешественников и обитателей дальних ферм. Отвергнув людскую цивилизацию, эти дикари возобновили поклонение своим лже-богам и, по слухам, занимаются своим особым колдовством.
--Из книги "В поисках знания: путешествия церковного ученого,"
написанной братом Дженитиви.
Древние Боги
Думат, Дракон Молчания.
Зазикель, Дракон Хаоса.
Тот, Дракон Огня.
Андорал, Дракон Рабов.
Уртемиэль, Дракон Красоты.
Разикале, Дракон Тайны.
Лусакан, Дракон Ночи.
Таковы были семь Древних Богов, семь великих крылатых драконов, которые, как говорят, правили древним миром. Церковь утверждает, что они являются источниками первородного греха, поскольку обманом отвратили человечество от его истинного создателя. Вера человеческая ослабла, и потому Создатель в гневе отвернулся от мира — но прежде в наказание заточил Древних Богов в вечных темницах глубоко под землей.
Ученые полагают, что Древние Боги и впрямь когда-то существовали, но большинство считает, что они были самыми настоящими драконами — древними высшими драконами, обладавшими невиданным в наши дни величием и достаточно внушительной внешностью, чтобы древние люди, проникшись страхом, поклонялись им как богам. Иные даже утверждают, что глубокий сон этих драконов представляет собой разновидность анабиоза, а вовсе не плод гнева Создателя.
Какова бы ни была правда, легенда гласит, что Древние Боги даже из своих подземных темниц могли влиять на умы людей. Архонт Талсиан, первый Магистр, который, по слухам, заключил договор с Древним Богом Думатом, применил магию крови, которой научил его Думат, дабы обрести в Тевинтере невиданную власть и объявить себя правителем империи. Взамен он воздвиг первые храмы, в которых поклонялись Древним Богам, и драконы стали повсеместным символом императорской власти.
Считается, что к настоящему времени восстали в облике архидемонов четыре Древних Бога : Думат, первый и самый могущественный, был сражен в битве на Безмолвных Полях, Зазикель пал в битве при Старкхавене, Тот умер в битве при Хантер Фелл, а Андорал был убит Гараэлом, легендарным Серым Стражем, в битве при Айсли. Архидемоны были опознаны лишь после долгих лет ученых споров, но и по сей день неясно, были ли архидемоны Древними Богами или обычными драконами. Известно только, что порождения тьмы ищут их глубоко под землей. Если они и впрямь Древние Боги, как считают многие ученые, то нас ожидают еще только три Мора. Но что случится, когда все Древние Боги восстанут и погибнут? Может быть, Мор прекратится навсегда, и человечество наконец обретет прощение Создателя? Доживем — увидим.
--Из труда "Древние Боги снова восстают",
написано сестрой Марией, ученой Церкви,
8:50 Благословенного века.